Info


Важность правильного составления ТЗ на фотосъемку.

Разберем очень наболевший вопрос при взаимодействии заказчика и исполнителя в рекламной предметной фотосъемке. А именно — необходимость и важность составления технического задания (далее ТЗ).

Разное видение конечного результата

Основная проблема как для фотографа так и для клиента кроется в следующем. По умолчанию, со своей стороны, фотограф, конечно же, стремится выполнить свою работу как можно качественнее. В противном случае зачем тогда вообще этим заниматься! Заказчик, естественно, так же надеется на великолепный результат! Но вот досада! Ощущение прекрасного очень-очень субъективно, оно закладывается с ранних лет и конечно же у каждого человека разное восприятие визуального искусства.

Большинство клиентов, которым необходима предметная съемка, часто посылают запрос, что, мол, «не знаю как, но сделайте мне, чтобы было красиво»! Бывает некоторые фотографы по неопытности тут же радостно бросаются в работу — делать «красиво». Ну, конечно, со своей точки зрения. И в каких же расстроенных чувствах оказываются, когда клиент не принимает результат их труда, потому, что эта, вне всяких сомнений, красивая картинка не соответствует его фантазиям.

Возникает ситуация, когда обе стороны оказываются в очень неприятном положении. Фотограф обескуражен — обидели художника, опускаются руки и прочее… У заказчика тоже головная боль. Тратятся дополнительные финансы и время на пересъемку, а возможно и на поиск другого фотографа. При том, что первые съемки могли проходить в режиме, когда «сделать нужно было еще на вчера». Ну и нервная система у нас у всех далеко не из железа!

Легко можно отойти от этой проблемы, если Вы, заказчик — перед тем, как обратиться к фотографу, продумаете общую концепцию и поймете для себя, чего хотелось бы получить в итоге, какую картинку. Выделите время и поищите схожие картинки в интернете. Не грех заглянуть и на сайты конкурентов, возможно глядя на их изображения придумается нечто более интересное и свежее. Просмотрите работы и мировых фотографов…

Результатом этого предварительного шага могут стать две-три референсные картинки, которые удовлетворяют вас по композиции, по схеме расположенного освещения, по колористике и вообще неплохо передают ваши предпочтения по съемке. Эти изображения станут ориентиром для фотографа во время выполнения вашего заказа.

Есть еще немаловажный момент как для фотографа, так и для заказчика. Все задачи и пожелания на счет съемки правильно фиксировать письменно. Можно составить договор с приложенным в него ТЗ и референсными картинками. Или хотя бы письменное соглашение о всех параметрах съемки по электронной почте. Существование записанных договоренностей очень упрощает решение вопросов, если одну из сторон договора что-то не устраивает.

Обсуждение технических сторон съемки

Следующий очень важный момент, о котором следует помнить всегда до начала съемок, а не наоборот! Это параметрические значения изображений, которые вы хотите получить. Частенько так бывает, когда клиент заказывает фото для использования в интернете. Фотограф намеренно уменьшает (оптимизирует) картинки и готовит их к выкладке, к примеру, на сайт. А спустя некоторое время от заказчика приходит претензия, что фото, как оказалось, невозможно распечатать для уличного баннера размером 2 х 3 метра! Поэтому для заказчика изначально нужно продумать будущее назначение отснятых картинок! От этого зависит большое количество параметров готовых изображений, которые будут соблюдены при выполнении вашего заказа. Это и соотношение сторон картинки, и ориентация в пространстве, и разрешение, и размер в пикселях, и цветовое пространство, и типы файлов… Если вы заказчик и ничего в этом не понимаете, то достаточно будет подробного описания где и как будут использоваться ваши картинки.

Проблемы, возникающие в рекламной и каталожной съемке

В рекламной предметной съемке нужно точно показать потенциальному покупателю основные базовые свойства продукции. Да при этом еще желательно подчеркнуть особенности, выделяющие товар среди ему подобных и выявляющие конкурентное преимущество. Вот тут снова и возникает необходимость тесного взаимодействия заказчика и фотографа! Не нужно полагаться на фотографа, который по умолчанию догадывается о том, на каких именно свойствах товара вы хотите сделать акцент! Вам особенно важно подчеркнуть, что поверхность вашего товара глянцевая? Или, наоборот, матовая и бархатистая? Вам жизненно необходимо, чтобы при съемке не потерялся оригинальный изгиб сложной формы вашего продукта? Желаете, чтобы ваш товар на итоговом фото смотрелся более синим/зеленым/красным, чем в действительности? Напишите об этом фотографу ДО съемки!! Фотографы-предметчики снимают большое количество различной продукции и просто физически не могут быстро ориентироваться во всех видах товаров! Своевременная информация лишней быть не может!

В завершении хотелось бы вспомнить очень верную фразу, которая в свое время кочевала по всем творческим сайтам . «Без понятного ТЗ получается ХЗ!»

Всем удачных съемок и приятных взаимоотношений!

Автор: Екатерина Солодилова г. Москва
photo-ideal.ru